Никакое богатство не может быть приравнено к здоровью. Предпочтение следует всегда отдавать здоровью, так как без здоровья мы не можем радоваться богатству, в то время как, обладая здоровьем, богатство можно приобрести
Значение здоровья
Никакое богатство не может быть приравнено к здоровью. Предпочтение следует всегда отдавать здоровью, так как без здоровья мы не можем радоваться богатству, в то время как, обладая здоровьем, богатство можно приобрести.
В Упанишадах сказано: «Здоровье обеспечивает долголетие, придает уверенность и силу; тем самым весь земной путь обретет большую полноту».
Все добродетельные поступки и заслуги на поприще веры достижимы только при хорошем здоровье.
В тексте по индийской медицине Чарака Самхита сказано:
“Главное, что требуется от организма, — это хорошее здоровье, с тем чтобы достичь всех четырех целей человеческого существования, а именно: обретение заслуг перед верой (Дхарма) и богатства, дабы жить спокойно и быть щедрым (Артха), удовлетворение дозволенных удовольствий и исполнение желаний (Кама) и, наконец, добиться освобождения от земных оков рождений и смертей” (Мокша).
(Чарака Самхита . 1.1.15)
Без здоровья нет силы. Силу можно сохранить, только если сохранишь здоровье. Под здоровьем организма следует понимать и физическое и душевное здоровье.
Самореализация недоступна слабому. (Мундака Упанишады. III,24)
Когда мы говорим о хорошем здоровье, то имеем в виду все аспекты нашего физического, физиологического и психического существования. При этом подразумеваем отсутствие инфекционных и других болезней, абсолютную гармонию между физическими и психическими функциями.
Тело — вместилище Читты (триединства умственных способностей, состоящих из духа, интеллекта и эго).
При совершенном здоровье физические и психические функции находятся в такой гармонии, что их можно обратить внутрь себя с целью самореализации.
… тело и дух должны быть очищены внимательной практикой Асан и Пранаямы.
Природа болезней
Болезнь можно определить как расстройство нормальной деятельности организма и психики. Аюрведа определяет здоровье как абсолютную гармонию функций организма, хорошо сбалансированный метаболизм и благополучное, уравновешенное состояние ума и чувств.
В Аюрведе физиологические функции организма выделены в три группы, а именно:
Чалана — движение
Пачана — пищеварение и усвоение
Лепана — дыхание или озарение
Здоровье определяется как равновесие между пятью факторами:
Доша — жидкости (организма),
Дхату — семь сокообразных секреций организма,
Агни — собственно функция пищеварения и выделения отходов, называемая метаболизмом,
Ясность, или чистота, чувств
Мир и спокойствие Духа.
Любое понижение и повышение уровня количества Доша (гуморальных масс) или Дхату (секретов), как и любая помеха в их перемещении, приводит к дисбалансу, вызывающему недомогание и болезнь.
Согласно Аюрведе, в организме имеются 13 Срота, или сосудов, по которым разные вещества разносятся по всему телу.
Среди них:
Пранаваха — дыхательные пути, трахея и т.д.
Аннаваха — пищевой тракт, пищевод и т.д.
Удаковаха — водный проток
Расаваха — жидкости наподобие желчи и сока поджелудочной железы
Рактаваха — кровеносные сосуды
Мамсаваха — плоть
Медоваха — жир
Астхиваха — кости
Мадджаваха — костный мозг
Шукраваха — семенной проток
Шакридваха — выделения, кал и т.д.
Мутраваха — мочеточник
Сведоваха — потовые ходы
При нарушении равновесия в трех гуморальных жидкостях (Вата, Питта и Капха) нарушается нормальная циркуляция в сосудах. Для того чтобы обеспечить хорошее здоровье, следует поддерживать беспрепятственную циркуляцию в Срота (сосудах). Другими словами, чтобы обменные процессы протекали должным образом, следует сохранять правильное соотношение гуморальных масс.
Точно так же как колебания в физическом теле вызваны гуморальными массами, так и колебания в психике вызваны Гунами Раджас и Тамас, если они преобладают над Саттвой.
Раджас — это один из факторов, вызывающих у людей активность в виде страстей и эмоций.
Тамас — фактор другого свойства, вызывающий инертность или бездействие, ведущие к мрачным состояниям, таким, как печаль, озабоченность, неведение и т.д.
Когда Раджас и Тамас преобладают или подавляют Саттву — фактор добра и чистоты, обиталищем болезни становится психика. Поэтому как тело, так и дух требуют разумного обращения.
Здоровье с точки зрения Йоги
Как и Аюрведа, Йога признает три вида бедствий, а именно: дхьятмику, адхидайвику и адхибхаутику.
К адхьятмике относятся как соматические, так и психические заболевания.
К адхидайвике относятся эпидемии, гибель вследствие нападения зверей, смерть под водой, несчастные случаи и т.п.;
К адхибхаутике — стихийные бедствия, такие, как циклоны, грозы, солнечные удары, наводнения, вызванные яростью природы.
Здесь Йога кое-что добавляет к определению здоровья, делая его более понятным.
Согласно Йоге, любое препятствие, мешающее самореализации, указывает на физическое расстройство, вызывающее изменение всостоянии духа — Читта- Вритти.
Цель Йоги — ограничивать как физические расстройства, так и изменения в психике.
Такими препятствиями, или помехами, являются: болезненность, скованность, сомнение, иллюзии, беспечность, невоздержанность, ошибочные представления, незнание, неустойчивость в садхане, подавленность, грусть, беспокойство и нарушенное или аритмичное дыхание. Все это берет начало в теле или в духе. Поэтому под здоровьем подразумевается полное отсутствие физических и психических помех на пути к достижению цели.
Современная медицинская наука не возражает против такого определения и признает, что между телом и духом существует тесная взаимосвязь. Для того чтобы жизненные процессы не были нарушены, следует поддерживать здоровье и бережно относиться к функционированию разных органов, особенно к состоянию центральной нервной системы.
Многие болезни вызваны психической депрессией, гневом, печалью, сексуальной невоздержанностью, страхом, недовольством, сомнениями и другими психосоматическими расстройствами.
Часто люди с ослабленной умственной деятельностью страдают от болезненности своего воображения, что во многих случаях приводит к роковому исходу.
Развивая в себе такие свойства, как энтузиазм, доброжелательность, бесстрашие, оптимизм, можно добиться физического и психического оздоровления и укрепления ослабленного организма. Практика Йоги приводит к абсолютному равновесию между телом и духом.
Йога оздоровляет организм, делая его способным взаимодействовать с сознанием и развивая тем самым стабильность, самообладание и выдержку.
Патанджали говорит, что практика Йоги дает возможность избежать боли, которая может поджидать нас в будущем.
Таким образом, практика Йоги приносит не только физическое, но и психическое здоровье.
Она учит, как преодолевать трудности и жить спокойно и вполне счастливо, стремясь к достижению главной цели в жизни — самореализации.
(Айенгар Гита “ЙОГА ДЛЯ ЖЕНЩИН” . гл.5)
Источник: https://econet.ru./
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий