Экология потребления. Психология: Статус, ощущение комфорта, собственная эффективность у многих уже сегодня ассоциируются с обладанием определенным набором вещей...
Для некоторых стран точка невозврата уже пройдена. Я продолжительное время жил в Евросоюзе и заметил: однажды по медиапространству прошла массированная реклама определенной марки автомобиля и уже через несколько дней каждая вторая машина — эта самая новинка. Ее покупает мой сосед, сосед соседа, коллеги и знакомые. Вы думаете, у всех в одночасье старые машины пришли в негодность? Конечно, нет.
Статус, ощущение комфорта, собственная эффективность у многих уже сегодня ассоциируются с обладанием определенным набором вещей, а не с духовной составляющей. Произошла катастрофическая подмена понятий: базовый набор человеческих ценностей, здоровую самооценку подменили суррогатами. Когда люди спрашивают себя: «Чего я добился в жизни?», в голове начинают мелькать в первую очередь машины, коттеджи, «айфоны» и уже после, если повезет, — счастливая семья, друзья, успехи в творчестве и образовании. А ведь должно быть с точностью до наоборот.
Вспомните бытовую технику и автомобили, которые выпускались двадцать-тридцать лет назад. Их «жизненный цикл» был рассчитан на десятилетия. Сегодня производители практически не скрывают, что специально создают продукты, которые доживают гарантийный срок и умирают. И сразу после этого — добро пожаловать за покупками! Они стали еще лучше, ярче, удобнее, как тут не соблазниться.
Как бы вы ни критиковали назойливую рекламу, подсознательно мы на нее «ведемся». Приходя в магазин, покупаем вещи, которые нам совершенно не нужны, меняем мобильные телефоны, уговаривая себя, что это нам просто необходимо. Мы все больше напоминаем оголтелый кагал, который проводит время, бегая от одного магазина к другому.
Еще двадцать лет назад ребенок выходил на улицу, брал в руки палку, и ее было достаточно для того, чтобы увлекательно провести весь день. Палка была автоматом, саблей, штурвалом самолета, клюшкой — да всем чем угодно! Это развивало фантазию, а значит, повышало уровень интеллекта. Сегодня фантазировать не надо. За вашего ребенка все придумают, смастерят, ему не потребуется ни секунды напрягаться. Самое печальное, что это очень быстро входит в привычку. Дети даже в своих фантазиях теперь используют навязанные, «брендированные» миры: Звездные войны, Губка Боб, Покемоны….
Я не призываю забрать у детей игрушки. Я просто обращаю ваше внимание на то, что общество потребления неминуемо, целенаправленно, стараясь заработать как можно больше, берет на себя творческие функции ребенка, оставляя его в итоге к моменту взросления наедине с этими самыми «покемонами» и «годзиллами».
Но самое страшное, что нам ненавязчиво предлагают услуги по замещению родительских функций. Надо почитать сказку на ночь? Зачем тратить на это время — воспользуйтесь аудиокнигой. В субботний вечер ваш сын требует внимания? Дайте ему планшет с игрушкой и спокойно занимайтесь своими делами. Опасаетесь, что игрушки сделают из ребенка зомби? Специально для этого случая мы придумали «образовательные» игры, и теперь, приглушив голос совести и родительский инстинкт, вы в очередной раз можете самоустраниться от процесса воспитания.
У меня на приеме часто спрашивают: «Как заставить ребенка читать?» Я всегда задаю встречный вопрос: «А папа с мамой читают? Если нет, вы никак его не заставите это делать».
Мой ребенок играет в компьютерные игры. Но только тогда, когда я занят и ему заняться нечем. Если я свободен, сын сам признает, что ему намного интереснее проводить время с папой: играть в бадминтон, шахматы, обсуждать возникшие вопросы и проблемы. Мы не можем повлиять на глобальный прогресс, не можем взять и выключить влияние «общества потребления». Но нам вполне по силам повлиять на ситуацию вокруг себя. Было бы желание.
Если разобраться, общество потребления испортило в первую очередь нас. Сетовать на своих детей, мол, им сегодня ничего не интересно, бессмысленно. После того как Советского Союза не стало, мы с упоением нырнули в мир широкого выбора гаджетов, девайсов и шмоток. По-другому и быть не могло: существовавшая долгое время пустота должна была заполниться. Беда в том, что мы увлеклись новыми правилами игры, погрязли в этом барахле, быстро к нему привыкли. И именно глядя на нас, дети копируют новую модель поведения.
Сегодня обладание тем или иным девайсом — самый простой способ для ребенка подняться на более высокую ступень в школьной иерархии. Доходит до ужасных вещей — суицидов.
Почему это происходит? Да из-за той самой духовной пустоты. Когда ребенок подсознательно понимает, что у него ничего кроме мобильника, «покемонов» и папиного джипа за душой нет, он пытается самоутвердиться, используя тот инструментарий, которым располагает.
В какой-то момент отступает на второй план ценность любви родителей, они становятся уже не такими авторитетами, как были раньше. Появляется новая ценность — принадлежность к группе. А группа в большинстве своем увлечена гаджетами и шмотками. Срабатывает стадный инстинкт.
Но есть важный нюанс: когда у ребенка нормальные отношения с родителями, если они вкладывают в него помимо денег душу и свободное время, такой переоценки не происходит, папа и мама останутся авторитетами, никакая школа и улица вашего сына или дочь не испортит.
Я рекомендую родителям, которые приходят ко мне за советом, несколько приемов, которые помогут противостоять системе:
Уверен, что запреты на использование компьютера, планшета, игровой приставки не работают. Конечно, проще забрать, запретить, ограничить и убедить себя, что подобные акты агрессии по отношению к любимому человеку и есть воспитание. Но это всего лишь ваша слабость, нежелание тратить время и душевные силы на налаживание «мостиков», которые позволят быть настоящей семьей. Здоровый ребенок будет до последнего сопротивляться давлению, вы можете его только «сломать».
Когда старшему сыну исполнилось 8 лет, я подарил ему компьютер. Ребенок трое суток из него не вылазил. Я уже слышу возмущенные крики мамаш: «Да как вы такое позволили?» А как по-другому? Ведь это уже ЕГО вещь, он имеет полное право распоряжаться ей так, как посчитает нужным. Признаться честно, в течение этих трех суток возникло беспокойство за его здоровье. Но в какой-то момент сын наигрался, его «вырубило». Проснувшись, он полностью избавился от компьютерной зависимости — наелся.
Есть одно «но». Сработает такая система только в том случае, когда родители осознанно передадут ответственность своему ребенку. Необходимо четкое внутреннее осознание, что это его жизнь и он имеет полное право ей распоряжаться так, как посчитает нужным. Если же это будет неким воспитательным актом, за рамками которого все равно проглядывается родительский контроль, ничего не произойдет.
Ответственность за свою жизнь — это умение предвидеть последствия своих поступков. Это то, что забирает у нас общество потребления, прилагая все усилия к стимуляции импульсивных поступков, в первую очередь, конечно, покупок.
Как этому противостоять? А вот так: когда ребенок физически готов что-то сделать, передайте ему ответственность. Например, ты можешь помыть посуду — значит, с сегодняшнего дня моешь ее за собой сам. И больше вы этот вопрос не контролируете. Не помыл — ешь из грязной. Это твоя жизнь — имеешь полное право. То же самое с уроками и т. д.
Открою вам тайну: никакого воспитания на самом деле не существует. Главная функция родителей — показать правильные модели поведения. Не читая сами, не занимаясь спортом, не стремясь к новым знаниям и свершениям, мы не можем требовать этого от ребенка. Когда папа приходит домой и долго сетует, какой у него босс урод, а после наставляет сына уважать учителей, это тоже вряд ли сработает. Если вы сдались на милость общества потребления, приняли его правила, то теперь не вправе заставлять детей быть сильнее вас самих.опубликовано econet.ru
Автор: Андрей Метельский, тренер, врач, психотерапевт.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках
Источник: https://econet.ru./
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий