Экология жизни: Как мы пытаемся сделать их счастливыми.Например, огромное количество игрушек. У детей поколения 80-х игрушек было мало
Например, огромное количество игрушек. У детей поколения 80-х игрушек было мало. Помню свою единственную куклу, которую я постригла – и пришлось потом играть лысой. Две-три мягких игрушки. Пластиковые фигурки. Все. Это когда мне было уже лет 15 появились разные красивые куклы, игрушки - но я была уже взрослой. И многие первые покупки игрушек детям – это были вещи, о которых мечтала когда-то я сама.
Сейчас, в двухтысячных годах, у ребенка есть все. Есть все виды машин, тракторов, самолетов, поездов. Огромные магазины со всевозможными игрушками делают свое дело, и мы понемногу обрастаем детским имуществом. Каждый праздник – куча подарков, коробок. Весело, интересно, новые возможности. Правда, есть и минусы. Например, потеря воображения. Раньше мы играли в магазин простыми листочками и камешками, все остальное происходило в нашей голове. Сейчас у детей будет все настоящее – касса, нарисованные купюры, пластиковые овощи. Уже незачем развивать воображение. К сожалению.
Очень часто родители покупают ребенку много игрушек, пытаясь заменить ими свое отсутствие. Не видят ребенка, потому что работают много, а работают много чтобы купить игрушки, которые компенсируют их отсутствие. Замкнутый круг. В современном мире мы привыкаем покупать многое – и создается иллюзия, что любовь, отношения тоже можно купить. Например, новым большим самолетом или самой красивой куклой.
Купить игрушку – это очень просто. Занимает немного времени, не нужна концентрация, не нужно быть во включённом состоянии, не нужно открывать сердце. Главное – вовремя открыть бумажник. И кажется, цель достигнута. На какое-то время. Только это иллюзия.
Нет у ребенка потребности в разных игрушках. Понаблюдайте за малышами, они могут играть любыми подручными предметами, и стакан с ложкой их интересует больше, чем погремушка. Чаще всего покупая им игрушки, мы стараемся заменить то, что давать им не можем или не хотим. Например, контакт. Или принятие. Кому что дается тяжелее.
Покупая ребенку миллионы игрушек, мы выращиваем в нем потребителя. К сожалению, это так. Потребителя, который очень удобен современному миру, но которому очень трудно будет достичь счастья. И какое счастье может быть, если у тебя всего лишь сорок машин, а у соседа – пятьдесят? Если вышла новая игрушка, новый смартфон, а у тебя его пока еще нет?
В последнее время я стараюсь покупать детям не игрушки, то, что будет развивать в них творчество. Краски, карандаши, пластилин, творческие наборы. Очень трудно остановить в себе это желание купить все самые красивые игрушки, но это очень меняет игры детей.
Кроме игрушек есть еще индустрия развлечений. Сейчас все родители поглощены тем, как развлечь ребенка. На сколько елок его сводить, в какие парки аттракционов свозить, в какие театры, кино, зоопарки, цирки. Это не плохо. Это способ проводить время вместе с ребенком. Если цель таких развлечений именно в том, чтобы побыть с ребенком вместе, получить опыт вместе – это здорово.
Но чаще всего цель у нас немного другая. Отвлечь, занять, развлечь, придумать «полезное» занятие. В этой гонке за детскими развлечениями, мы часто теряем себя и свои интересы, подстраиваясь во всем под них. Мы настолько увлечены планированием их досуга, что они сами перестают чувствовать. А главное – они никогда не бывают удовлетворены даже самым большим количеством развлечений. Так бывает, в Диснейленде дети говорят – горка могла быть покруче, пугали так себе, еда не очень…
Мы снова растим потребителя, который будет потреблять развлечения. Которому будет скучно просто так жить. Которому нужны будут американские горки для того, чтобы испытать хоть какие-то эмоции.
Еще один способ не быть с ребенком – это начать его развивать. Как только вы начинаете пичкать его знаниями, на что-то натаскивать, развивать – вы перестаёте видеть его самого. Перед вами – стандарты, календари развития, новые пособия – что угодно, но не ваш ребенок. Всеми силами стараясь дать ему по максимуму всего, мы не даем ему самого главного. Контакта с собой, со своей душой.
Он может учить много языков, посещать спорт, творческие занятия, быть разносторонне развитым. Но останется ли он при всем этом счастливым? Я знаю очень мало мамочек, которым удается совмещать развитие ребенка и отношения с ним. У многих, к сожалению, обслуживание «нужд развития ребенка» отнимает слишком много сил. На кружок отвести, оттуда забрать, к следующему приготовить. Эта гонка выключает мам, и часто им тяжело уже даже поговорить с малышом, не говоря уже о том, чтобы услышать его душу.
Раннее развитие сейчас очень модно. Но для меня, как для мамы трех детей, очевидно, что лучшее раннее развитие – это полноценное участие ребенка в жизни семьи. Когда он видит, что делают другие – и учится копировать. Когда его везде берут с собой, общаются с ним. Когда рядом есть братья и сестры, которые к нему ближе по возрасту, а значит, они понятнее и копировать их проще. По мне так это полезнее, чем занятия, где дети должны одновременно хлопать, одинаково кружиться и руками педагога мазать пластилин на картонку.
На самом деле большинство людей боится душевной близости. Где близость, там и боль. Даже с собственным ребенком близость опасна – по мере его взросления он будет отдаляться, его нужно будет отпустить, кроме того у него есть желания, которые могут конфликтовать с нашими.
Избегая близости, мы стараемся дать друг другу что-то взамен. Взрослые иногда пытаются близость души заменить большим количеством секса или большим количеством еды, выпивки, сигарет. А в отношениях с детьми – мы делаем то же самое игрушками, развлечениями, секциями, мультфильмами…
Но когда нет душевной близости, потребности остаются неудовлетворенными. Это словно дыра в сердце, которую ничем невозможно заполнить. Что ты туда ни клади – она остается дырой. Ребенок остается недоволен, сколько ему ни дай – он просто неблагодарный, да? Он ненасытен, ему все время мало – мало игрушек, мало развлечений, мало карманных денег… Он неуправляем, не слушается, не слышит, не сотрудничает…
В ребенке ли проблема? Или в нас? В том, что мы не видим, что давая ему столько всего вторичного, главное остается за кадром? Мы пытаемся строить свой дом, не позаботившись о фундаменте – ведь это так тяжело и трудно. А вдруг получится и без всей этой кропотливой и грязной работы – так просто положим кирпичи, и все. Не получается. Такой дом рушится. Такой ребенок не становится счастливым и целостным.
Я бы так назвала одной фразой потребность ребенка. Быть вместе, то есть быть в контакте, иметь возможность поделиться в любой момент и хорошим, и плохим. Быть, а не казаться и не прикидываться. Быть – значит, быть таким, какой ты есть. И со счастливыми родителями. То есть видеть, как они живут, радоваться вместе с ними, грустить тоже вместе, вместе постигать эту жизнь.
Заметьте, что я пишу с «родителямИ». То есть с обоими. А еще лучше, если в его жизни много любящих его людей, которые готовы давать ему контакт и участие. Потому что так он может видеть разные модели жизни, принимать любовь в разных формах, учиться общаться с разными людьми в разных обстоятельствах.
И тогда нам стоит задуматься – даю ли я то, что ребенку действительно нужно? Или заменяю это суррогатами игрушек, развлечений и обучения? Почему бы нам не задаться главным вопросом – каких детей мы хотим вырастить?
Если я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, почему я сама до сих пор не стала счастливой? Как я его научу, куда нужно стремиться и как? Как я покажу ему, что счастье – реально, что к нему есть путь? Как я смогу заразить его счастьем, если сама не болею им?
Если я хочу, чтобы мой ребенок делал то, что любит, и был успешен в этом, то почему я сама до сих пор не нашла свою страсть? Почему я до сих пор перекладываю бумажки за зарплату? Почему я даже не пытаюсь пробовать, искать? Почему я сворачиваю после первой же неудачи? Почему я сама пытаюсь достигнуть успеха таким способом, который не делает меня счастливей?
Если я хочу, чтобы в его жизни сохранился интерес и любознательность, то почему я сама делаю все «ради ребенка» и мало чего делаю для себя самой? Почему я не беру его в те места, где интересно мне самой? Почему я делаю вид, что мне интересно там, где даже ему неинтересно? Почему я не пытаюсь познакомить его со своими хобби? И есть ли они у меня вообще – или я настолько стала «мамой» в плохом смысле этого слова, что полностью отказалась от своих хобби и интересов?
Если я хочу, чтобы у моего ребенка была счастливая семья, то почему я до сих пор не сделала счастливыми своих близких? Почему я работаю на непонятно кого, пока моих детей воспитывает непонятно кто? Почему моему мужу обед готовлю не я, а Макдональд и его команда? Почему я все время говорю, как они для меня важны, но времени провожу с ними – мизерное количество?
Если я хочу, чтобы мой ребенок был целостной личностью, то почему я сама себя забросила и забыла? Почему я игнорирую внешний вид своего тела и его проблемы? Почему я глотаю обиды и не занимаюсь развитием отношений? Почему я захламляю свой ум ненужной информацией? Почему я не слушаю голос собственной души? Почему я сама не занимаюсь своей целостностью?
Если я хочу, чтобы мой ребенок был честным и порядочным, то почему я сама продолжаю его обманывать? В мелочах, но все-таки? Говорю, что его конфеты съел Барабашка, хотя их слопала самолично? Рассказываю ему, что мы едим рыбу и ей не больно, и она не умерла, а просто уснула? Обманом забираю у него игрушки, чтобы отдать их чужому плачущему ребенку? Почему я обманываю своего мужа, сколько стоит детская футболка? Почему я обманываю своих друзей, говоря, что мы заняты, когда не хочу идти в гости?
Если я хочу, чтобы мой ребенок был любящим и любимым, почему я сама до сих пор не могу открыть свое сердце? Почему мне так трудно начать принимать любовь в любом виде? Почему я не могу отдавать ее? Почему я так держусь за детские травмы и сердечную боль вместо того, чтобы любить – даже пусть через слезы?
Чему я хочу научить своего ребенка? Что я хочу дать ему? Какой я бы хотела ему запомниться? Вечно занятой и деловой супер-леди? Или любящей и теплой, близкой и родной? Чего я хочу – чтобы он мной гордился – моими успехами, карьерой – или чтобы он меня любил всем сердцем?
Какие потребности есть у этого маленького человечка? Несмотря на то, что он маленький, он уже человек, и у него свое видение этого мира, свои цели и свое призвание. Готова ли я видеть его индивидуальность? Готова ли я следовать за его потребностями? Готова ли я давать то, что ему на самом деле нужно? опубликовано econet.ru
Автор: Ольга Валяева
Источник: https://econet.ru./
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий