Подпишись

Лайфхаки для конфликтов: что делать, если разногласия так и распирают?

Конфликт - это всегда испытание. Но тот, кто владеет искусством проживания конфликта, продолжает отношения без ущерба для себя и оппонента. Какие техники полезно применять, если в общении начали сгущаться тучи?

Лайфхаки для конфликтов: что делать, если разногласия так и распирают?

Прожить конфликт и остаться в отношениях – бывает для многих нетривиальной задачей, поэтому конфликты тщательно избегаются или, наоборот, используются раз за разом как повод для разрыва отношений. Или оба этих паттерна "прекрасно" сосуществуют: если что-то долго избегается, то неизбежно накапливается и потом прорывается и обрушивается, усиленное многократно.

О приемах продуктивного сотрудничества 

На что опираться, когда конфликт происходит с теми, с кем вам важно оставаться в отношениях, но разногласия так и распирают и мешают совместности? 

1. Ищем, какие потребности не удовлетворены (свои и оппонента).

2. Используем принцип контейнера.

3. Доносим свою позицию без взлома границ

  • занимаем позицию на равных,
  • занимаем позицию «МЫ»,
  • убираем оценки.

Занимаем позицию на равных

Останавливаем (прежде всего внутри себя) конкуренцию, кто «лучшая мать», более эффективный воспитатель, больший авторитет, крутой профессионал и т.д.

Попробуйте признать, что эксперты в теме – оба, и вы, и ваш оппонент. 

Например, эксперты в теме «ребенок» – оба, и педагог, и родитель; и мама, и папа/бабушка. Эксперты в рабочих конфликтах – и вы, и ваш руководитель: и вы, и ваш коллега. Эксперты в теме "как движется процесс психотерапии конкретного клиента" – и психотерапевт, и клиент. 

Лайфхаки для конфликтов: что делать, если разногласия так и распирают?

Признание своих ошибок без посыпания головы пеплом, умение извиниться без  чувства униженности – важная вещь для этого этапа. 

Занимаем позицию МЫ

  • вместе
  • против проблемы
  • на стороне общей цели

Например: на стороне ребенка – когда речь идет о спорах взрослых вокруг воспитания и образования детей; на стороне интересов проекта – в профессиональных конфликтах.

Для коммуникации здесь подойдут:

  • вопросы
  • совместный поиск решения

 «Что мы вместе можем сделать?» – вот подходящий вопрос для этого этапа. 

Убираем оценки

Играем на своем поле, не вторгаемся в границы оппонента и останавливаем такое вторжение с его стороны. Важно не оценивать ни личность, ни действия оппонента, использовать Я-сообщения, говорить о своих чувствах и потребностях, а о чувствах и потребностях оппонента спрашивать, предполагать, но не утверждать категорично, слышать ответы, о проблеме говорить в описательном ключе ("ваш ребенок агрессивный" –> "замечаю, что Миша стал часто драться с другими детьми", "он лентяй и разгильдяй" –> "беспокоюсь, что ваш сын перестал выполнять домашние задания и начал много отвлекаться на моих уроках, что-то с ним происходит"). 

"Я чувствую, что вы дурак" не является Я-сообщением.

4. Помним о законах реальности

Закон 1

Негативные чувства и конфликты – не просто нормальная, но и  обязательная часть жизни, которую невозможно избежать. Их появление – не свидетельство чьей-то плохости, а естественное следствие различий.

Закон 2

«Я человек и тоже могу ошибаться. У меня тоже есть трудности». Не всегда уместно об этом говорить оппоненту, но важно об этом помнить, чтобы не застревать в позиции «сверху», даже если она обоснована. Не очень уместно, если учитель вдруг начнет жаловаться родителям учеников на собственного отпрыска-оболтуса (а иногда и уместно, и иного взвинченного родителя попускает, когда он узнает, что у этой требовательной МарьИванны сын в прошлом году не поступил в вуз, а пошел в колледж или в армию, и все при этом остались живы).

Осознание, что я не самый экспертный эксперт в этом мире, бывает очень освобождающим для всех участников процесса. 

Закон 3

Никто не всесилен. Части клиентов я никогда не смогу помочь. Несмотря на все усилия со стороны учителя, часть учеников никогда не усвоит материал. С кем-то из коллег вы никогда не сможете прийти к компромиссу. Есть руководители, которые правда невыносимы (и еще больше тех, с кем никогда не сработаетесь конкретно вы, а другим с ними будет нормально и даже хорошо). Часть подчиненных – действительно плохие профессионалы, которые занимают не свое место. С некоторыми супругами лучшее решение – развестись.

Не мешать происходить неизбежному бывает так же важно, как и верить в возможность изменений. 

Иллюзии умирают в нас или мы умираем в иллюзиях. опубликовано econet

Автор Ирина Ребрушкина 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru./

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Если не знаешь, что будет дальше, хорошенько присмотрись к тому, что уже было. Чак Паланик
    Что-то интересное