Умственная Гибкость связана с уровнем развития интеллекта, мышления и умением найти гибкий и эффективный подход к решению новых проблем.
Когнитивная или Умственная Гибкость может быть определена как способность мозга адаптировать наше поведение и мышление к новым, изменяющимся или неожиданным ситуациям. Способность к перемене или мыслительное изменение является важнейшей составляющей когнитивной гибкости. Тем не менее, эти два понятия необходимо различать. Под когнитивной гибкостью подразумевается наша способность адаптироваться к переменам, в то время как мыслительное или когнитивное изменение - это процесс, с помощью которого мы адаптируемся к данным переменам.
Когнитивная гибкость играет значимую роль в обучении и способности решать сложные задачи. Она помогает нам выбрать стратегию, которой мы должны следовать, чтобы адаптироваться к различным обстоятельствам, возникающим у нас на пути. Это даёт нам возможность получать информацию из окружающей среды и гибко реагировать на неё, корректируя поведение в соответствии с изменениями и требованиями ситуации.
Человек с хорошей Умственной или Когнитивной Гибкостью имеет следующие особенности:
Когнитивная гибкость является одной из основных высших когнитивных способностей метапознания и частью процессов, которые называются Исполнительными Функциями. Исполнительные Функции имеют решающее значение для успеха и развития как в учёбе, так и в жизни. Они позволяют нам формулировать цели, строить и осуществлять планы, контролировать и корректировать действия, ориентируясь на результат.
Умственная Гибкость связана с уровнем развития интеллекта, мышления и умением найти гибкий и эффективный подход к решению новых проблем.
Высокая когнитивная гибкость позволяет нам учитывать другие убеждения, ценности, идеи или способы мышления, помогая понимать точку зрения других людей и оценивать иные варианты, помимо своих собственных. Таким образом, Умственная Гибкость также тесно связана с эмпатией и способом социального взаимодействия.
Когнитивная гибкость, так же как и речь или моторные навыки, представляет собой когнитивную способность, которая проходит этапы развития и созревания. Созревание Когнитивной Гибкости завершается приблизительно в возрасте 20 лет. Мы начинаем тренировать её с детства, практикуя ежедневно.
Когнитивная гибкость зависит от префронтальной доли головного мозга - структуры мозга, созревание которой занимает больше всего времени. Мы часто наблюдаем, как маленькие дети хотят всё и сразу, и изменения привычной ситуации часто вызывают у них истерики. Это может происходить потому, что умственная гибкость ребёнка пока еще находится в процессе формирования, и он не способен видеть различные варианты или альтернативы.
Начиная с того момента, как мы просыпаемся, и до того, как засыпаем, мы используем нашу когнитивную гибкость бесчисленное количество раз. Как Умственная Гибкость представлена в нашей повседневной жизни?
Что такое когнитивная ригидность? Когнитивная Ригидность является результатом недостаточной умственной гибкости. Таким образом, она может быть определена как неспособность изменять поведение или убеждения в случае их неэффективности при достижении целей. Когнитивная Ригидность может привести к нарушениям в регуляции самого поведения, что проявляется в формировании неэффективных моделей поведения и персеверации.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Представьте, что вас попросили назвать слова, которые начинаются с буквы "А", не используя имена собственные, однако единственное, что пришло вам в голову в этот момент - это слово "Антон". Это означает, что вы столкнулись с Когнитивной Ригидностью и не можете найти альтернативы, игнорируя тот факт, что "Антон" является именем собственным и не подходит для выполнения задания.
Ощущение, вызванное феноменом когнитивной ригидности, напоминает состояние, когда человек словно "застревает" в одной точке и не может найти из неё выход. Очевидно, что Когнитивная Ригидность оказывает негативное влияние на нашу повседневную жизнь. Человек с Когнитивной Ригидностью продолжает искать хлопья для завтрака, которых не осталось, вместо того, чтобы найти альтернативу. Или может безуспешно пытаться включить телевизор пультом без батареек до тех пор, пока кто-нибудь не поможет ему решить проблему.
Естественно, существуют различные степени умственной гибкости и ригидности. Ранее описанные примеры демонстрируют высокую степень ригидности, в то время как бывают случаи, когда ригидность не так очевидна, но, тем не менее, влияет на жизнь людей (когда ребёнку тяжело переключиться с одного предмета на другой, он может упустить важную часть информации и, в результате, не понять материал урока).
Почему возникает когнитивная ригидность? Мозг человека ищет стабильности и пытается уменьшить неопределённость любой ценой. Люди с Когнитивной Ригидностью стараются избежать новизны или изменений, сохраняя тем самым свою привычную модель поведения или образ мышления, хотя это не помогает им адаптироваться к окружающей среде. Это нормально, что каждому из нас нелегко адаптироваться к изменениям, но у людей с недостаточной умственной гибкостью такая адаптация проходит гораздо сложнее.
Персеверация особым образом связана с когнитивной ригидностью и характеризуется повторением действий, которые были эффективными в предыдущих ситуациях, или которые были запланированы, однако уже больше не подходят для достижения текущих целей.
Когнитивная ригидность часто встречается при различных заболеваниях, при которых утрачивается когнитивная гибкость в целом, или нарушаются функции, от которых зависит Умственная Гибкость.
Таким образом, можно наблюдать когнитивную ригидность или сокращение когнитивной гибкости при различных психоневрологических расстройствах: у маленьких детей с трудностями внимания, у людей, которые перенесли черепно-мозговую травму (падение, автомобильная авария), инсульт, или при сложных расстройствах, таких как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), шизофрения, расстройства аутистического спектра (синдром Аспергера и аутизм), расстройства пищевого поведения (нервная анорексия и булимия), различные виды зависимости и т.д.
Пожилые люди часто испытывают ухудшение Умственной Гибкости. Старение мозга включает в себя функциональные и физические изменения, которые снижают скорость обработки информации мозгом и когнитивные функции. Исследования показывают, что когнитивные тренировки могут положительно влиять на индукцию пластичности мозга, и могут быть использованы в целях профилактики или восстановления при нарушениях исполнительных функций и Когнитивной Гибкости. опубликовано econet.ru.
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru./
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий