Нильс Бор, пионер квантовой механики, использовал тайцзи, символ инь-ян, в своём гербе. С его точки зрения, поляризованные частицы дополняют друг друга подобно тому, как две противоположные силы инь и ян создают баланс во Вселенной
Нильс Бор, пионер квантовой механики, использовал тайцзи, символ инь-ян, в своём гербе. С его точки зрения, поляризованные частицы дополняют друг друга подобно тому, как две противоположные силы инь и ян создают баланс во Вселенной, в даосском понимании. Бор говорил о единстве противоположностей в природе.
Многие концепции в древней китайской науке соответствуют теориям в физике, которые были сформированы лишь в прошлом веке. Вот краткий обзор нескольких таких идей.
Восемь триграмм описаны в классическом китайском трактате «И-цзин» («Книга перемен») ― одном из важнейших и наиболее фундаментальных в китайской истории. Эти триграммы символизируют основные принципы реальности, они имеют восьмиугольную форму, что отражает их взаимодействие друг с другом.
В своей книге «Дао физики» (1975 г.) физик Фритьоф Капра писал, что эта восьмиугольная структура в некотором смысле похожа на мезон, «в котором частицы и античастицы занимают противоположные позиции».
«Как современная физика, так и древняя китайская мысль, считают перемены и трансформации ключевым аспектом природы, и рассматривает структуры и симметрии, создаваемые переменами, как вторичные», ― писал он.
Современная физика базируется на двух доктринах: общая теория относительности и квантовая механика. Проблема в том, что они противоречат друг другу.
В 1999 г. Брайан Грин написал в своей номинированной на Пулитцеровскую премию книге «Элегантная Вселенная»: «Общая теория относительности и квантовая механика в своих нынешних формулировках не могут быть обе верными одновременно. Эти две теории, лежащие в основе огромного прогресса в физике за последние сто лет, взаимно несовместимы».
Теория относительности успешно объясняет строение Вселенной в крупных масштабах, например, в масштабах звёзд и галактик. Квантовая механика изучает Вселенную в микроскопических масштабах на уровне атомов и субатомных частиц. Учёные по-прежнему ищут так называемую универсальную теорию, которая бы могла охватить всё.
Теория струн делает попытки в этом направлении. В упрощённой трактовке эта теория рассматривает Вселенную в виде струн, а не отдельных точек. Например, электрон воспринимается не как точка, а как струна. Если струна совершает колебания в одной манере, то это выглядит как электрон, если в другой, то получается фотон или кварк. Эти гипотетические струны берут своё начало в другом измерении, где нет гравитации.
В 70-е годы прошлого века набирала популярность, хотя и не была общепризнанной, теория матрицы рассеивания, которая предшествовала теории струн.
В то время Капра писал: «И-Цзин, наверное, самая близкая аналогия теории матрицы рассеивания в восточной мысли. В обеих системах упор делается на процессе, а не на объектах. В теории матрицы рассеивания эти процессы ― реакция частиц, которые дают начало всем явлениям в мире адронов [тип субатомных частиц].
В «Книге перемен» основные процессы называются переменами, и они являются ключевыми для понимания всех естественных феноменов.
Лао-Цзы, основатель даосизма, в VI веке писал: «Дао дало жизнь одному, одно дало жизнь двум, два дали жизнь трём, три дали жизнь мириадам вещей. Мириады вещей несут инь на своей спине и держат ян в своих объятиях».
Некоторые считают, что это философское высказывание похоже на описание различных уровней частиц: молекулы, атомы, электроны и т.д.
Электроны ― субатомные частицы с отрицательным электрическим зарядом. Протоны ― субатомные частицы с положительным электрическим зарядом. Эти заряды можно соотнести с полярными силами инь-ян в даосизме.
Древние греки также выдвигали теории об атомах. Современная наука открыла электроны только в 1897 г., а другие субатомные частицы были открыты ещё позднее.
Цели древней китайской науки отличались от целей современной физики. Древние китайские учёные концентрировали внимание на духовном, они признавали как материальные вещи, так и «нематериальные».
Некоторые из выдающихся физиков современности черпали вдохновение из древней китайской науки.
Квантовая физика доказала, что наблюдатель может изменить результат эксперимента, просто наблюдая. «Мистики также часто говорят, что наблюдатель и наблюдаемый объединяются, они перестают быть отдельными объектами», ― говорит Капра в одном из интервью. Даже возможно, что намерение исследователя может повлиять на результат эксперимента. Некоторые исследования показали, что человеческая мысль может влиять на физическую реальность, хотя это и не признано общепризнанной наукой. Дин Радин из Института ноэтических наук и Вильям А. Тиллер из Стэндфордского университета относятся к числу учёных, изучающих эту тему.
Исходная точка древней науки, базировавшая на духовности, и материалистичный подход современной науки приводят к разным результатам.
«Западная наука с XVII века была одержима идеей контроля, человека, доминирующего над природой… Эта одержимость привела к катастрофе»,― говорил Капра.
Источник: https://econet.ru./
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий