Тема совместной игры с ребенком изъезжена вдоль и поперек. Только ленивый не пишет о важности игры в жизни детей. Наверное, нет родителя, кто не читал бы книг и статей на эту тему. Любите ли вы играть с вашим ребенком? Считаете ли это приятным времяпровождением или скучной необходимостью? Допускаете ли вариант, что подвижные и сюжетно-ролевые игры канут в лету, вытесненные виртуальными «заменителями»? Попробуем в этом разобраться.
Вебинары, обучающие курсы для родителей, лекции, телевизионные программы – лавина информации обрушивается на нас ежедневно, со всех сторон. «Продвинутые» родители жадно впитывают все эти знания, многие из них стараются дать своим детям то, чего они сами, возможно, не получили в детстве.
Целыми днями мамы и папы играют, развлекают, водят на занятия своих чад. Раннее развитие, умные игры, квесты, лагеря и игротеки. Полная загрузка. День расписан по минутам, ребёнок «окучен» со всех сторон. Вы спросите: разве это плохо? Не к этому ли нас призывают педагоги: будьте со своим ребенком, развивайте его, и будет всем счастье!
Всё бы ничего, но последние несколько лет ведущие психологи всё больше говорят о том, что дети поколения Z не умеют придумывать свои игры, занимать себя в свободное время. Ребенок находится в пассивном ожидании, когда же родитель предложит ему вариант, чем можно заняться, одним словом - развлечёт.
Если вдруг у такого ребенка выдается свободный час-другой, нередко он начинает страдать от скуки, не умея придумать себе занятие. Он ходит за взрослым, требует внимания всеми доступными способами, «достает» родителя, который до этого уделил своему чаду достаточное количество времени.
Другие же родители считают, что ребенок может и должен играть сам. «В наше детство никто с нами из взрослых особо и не играл, некогда было родителям, работали с утра до вечера». Действительно, дети играли на улице с друзьями, они были заняты в саду и в школе, самостоятельно ходили в кружки.
В условиях современной жизни такая позиция родителей не всегда оправдывает себя. На улице мы не видим шумных детских ватаг, в школе дети успевают только учиться, в кружки детей приходится возить или приводить. Маленький человек растёт без совместных детских игр, а взрослым либо некогда, либо нет желания играть с ребенком.
Нередко мы наблюдаем «зависшего» над гаджетом малыша, который «развивается», наблюдая за яркими картинками на экране.
Слово «играет» взято в кавычки не случайно, ведь ни одна, даже самая продвинутая компьютерная игра не будет по-настоящему развивающей и полезной для подрастающего ребенка в отличие от игры истинной, живой, наполненной общением.
Требования и ожидания общества по отношению к детям изменились. Темп жизни ускорился, информационный поток обрушивается на детей чуть ли не с рождения. Мода на раннее развитие распространилась с необычайной скоростью. Математика с пеленок, чтение в 4 года, всевозможные «развивалки» - тренд современного родительства.
Если ребёнок не занят с утра и до времени отхода ко сну крайне «необходимыми» занятиями или вдруг он болтается по дому «без дела», то у некоторых родителей обостряется тревога: вдруг он вырастет балбесом и неучем?!
Многие ребятишки настолько перегружены кружками и обучающими занятиями, что они просто физически не успевают играть с друзьями во дворе или дома. А ведь именно наличие свободного времени у ребенка, когда можно никуда не спешить, предоставляет возможность для рождения свободной игры, развитию фантазии, проявлению инициативности.
Современные родители нередко работают допоздна или берут работу на дом. Многие заняты на службе по выходным, к тому же у них есть ещё свои личные интересы в жизни. Взрослые перегружены: работа, дорога по пробкам, эмоциональные нагрузки, недостаток сна неизбежно приводят к тому, что на игры с детьми просто не остается сил. Получается, что у многих детей попросту нет возможности играть ни с родителем, ни со сверстниками, ни самостоятельно.
Великий педагог К.Д.Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира.
Игра взрослого с ребенком реализует, прежде всего его потребность в общении. По мнению выдающегося психолога прошлого столетия М.И. Лисиной, «…в самом общении взрослый, обращаясь к детям и откликаясь на их призыв, даёт возможность испытывать сладость утешения, впервые открыть для себя радость взаимопонимания, несравненное удовлетворение от сопереживания, от чувства общности, совпадения своих мнений и оценок со взглядами мудрого и намного более опытного старшего человека».
Именно в игре наиболее полно проявляется личность ребенка, игра – это «жизненная лаборатория» (С.Т.Шацкий). я (умственного, эстетического, нравственного, физического).
Таким образом, именно совместная игра (взрослого с ребенком) позволяет увидеть, насколько гармонично развивается маленький человек, есть ли зоны развития, где необходима помощь, имеются лиу него какие-либо эмоциональные или психологические трудности.
Просто наблюдая за игрой вашего ребенка вы поймете, что интересует ваше чадо более всего, где есть напряжение, повышенная тревожность или, возможно скрытая агрессия.
Это полезное наблюдение - не пристальное, но включённое и доброе, позволит вам стать ближе к внутреннему миру вашего ребенка, создаст доверительные отношения между вами.
Что бы ни говорили поклонники виртуальной реальности, ни одна самая реалистичная и умная игра не сможет заменить любящего, заботящегося о своем ребенке взрослого. Возможно, игры в гаджетах вашего ребёнка научат его быстро считать, разовьют его память и логику, но они никогда не увидят того, что заметит или почувствует только мама или папа, играя и наблюдая за малышом: его переживания и страхи, радость и огорчения, зарождение новых интересов. Планшет не обнимет и не расцелует ребенка, не станет возить его, как лошадка, не выпьет «чаю» из кукольного сервиза…
Итак, дорогие родители, давайте полюбим игру, увидим в ней огромный потенциал, попытаемся найти время и ресурс внутри себя, чтобы насладится временем, проведенным с нашими детьми.
Выбирайте игры по вкусу из приведенного ниже списка или находите и придумывайте игры сами. Это не сложно и очень увлекательно! Пройдет много лет и однажды, ваш внук подбежит с просьбой поиграть в моряков, а вы вспомните, что когда-то были старпомом своего 5-летнего сына - капитана корабля. Свистать всех наверх! Плавание продолжается!
Стремление воспроизвести мир взрослых рождает у ребенка 5-6 лет потребность в более длительном взаимодействии с другими детьми, в развитии и обогащение общения между ними. Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте достигает своего пика. К 6-7 годам игра несколько изменяется, у детей появляется сознательное выполнение правил ролевого поведения.
Хорошо, если взрослый будет помогать детям на этапе подготовки к игре, рассказывая им о различных профессиях. Родители могут читать детям книги о отважных моряках, известных врачах, смелых путешественниках. Нередко сюжет для сюжетной игры рождается после просмотра фильмов, похода в детский театр, в цирк. Дети непременно захотят ощутить себя в роли учителя, дрессировщика или артиста театра.
Родители могут задавать детям наводящие вопросы: «Кто работает в цирке? Что можно увидеть в цирке? Что такое антракт?». Эти вопросы помогут детям конкретизировать свои представления о содержании того, что они увидели своими глазами. Игра станет яркой и наполненной смыслом.
Например, во время подготовки к игре в путешественников, родитель может научить детей работать с картой, ориентироваться по компасу, собрать правильно рюкзак. Вместе с детьми взрослые готовят специальное снаряжение (теплые вещи, палатки, посуду и др.), приборы, рисуют карту.
Темы игр: «Скорая помощь», «Театр», «Пожарная часть», «Матросы на корабле», «Путешествие на Северный полюс», «В магазине», «Цирк», «В школе».
Роль подвижных игр в жизни любого ребенка трудно переоценить. По определению П.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
Вспомните свои любимые игры детства: салочки, прятки, всевозможные игры с мячом, скакалки, классики, догонялки, различные игры-соревнования, «Море волнуется раз…», «Сова и мыши», «Гуси-лебеди», «Вышибалы», «Замри-отомри».
Одна из замечательных игр, которая наверняка понравится вашим детям называется «Четыре стихии».
Дети сидят (стоят) в кругу. Взрослый договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся земле, например, трава). На слово «вода» – вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли). На слово «воздух» - поднять руки вверх (встать на мысочки; изобразить полет птицы, сказать «солнце»). На слово «огонь» - произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (изобразить костер, повернуться кругом).
Существует огромное количество настольных игр на любой вкус. Предлагаю вам список тех игр, в которые мы играем всей семьей.
«Пилос», «Квадрос», «Турбосчёт», «Активити», «Эрудит», «Морской бой», «Кубики с картинками».
Игра «Ракета» (автор А.Пецюха).
Подходит для игры с детьми от 5 лет. Взрослый объясняет правила игры и играет вместе с ребенком или помогает играть нескольким детям, сам участия не принимая.
Надо придумывать слова, в которых есть слоги РА, КЕ или ТА. За каждый использованный в новом слове слог – 1 балл. Когда участник наберет 10 баллов, его ракета взлетает, а значит он становится победителем игры. В 10 пустых квадратиках ребенок или взрослый записывает каждый балл для облегчения подсчета и наглядности.
После игры предложите детям нарисовать и раскрасить ракеты. Вы можете заранее нарисовать сами или распечатать изображение ракеты, чтобы после игры ребенок сразу приступил к раскраске.
Эта игра может легко поменять название, например, это может быть: САМОЛЁТ, ВЕЛОСИПЕД, АВТОМОБИЛЬ и т.д.
Ребусы, лабиринты, которые можно придумывать и рисовать друг для друга – беспроигрышный вариант для досуга, их можно использовать и дома и в поездке.
«Дорисовашки».
Ребенок и взрослый одновременно, каждый на своем листе бумаги рисуют закорючки, хаотичные линии в течение 1-2 секунд. После этого надо обменяться рисунками и попробовать дорисовать линии так, чтобы получился узнаваемый предмет или животное, возможно даже фантастическое. Здорово, если ребенок сможет рассказать о том, кто у него получился, а затем раскрасить рисунок по желанию.
«Половинки».
Играют в эту игру вдвоем. Взрослый и ребенок на одном листе бумаги рисуют половинки одного предмета (животного, растения и т.п), о котором договорились заранее. Лист делится пополам с помощью вертикально стоящей книги, тетради, которую придерживает взрослый. После того, как оба закончат рисовать можно любоваться полученным результатом. Иногда он весьма неожиданный!
Развитие межполушарных взаимодействий (из книги А.В.Семенович , Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте).
Приведу вам лишь несколько замечательных упражнений и игр, разработанные ведущим нейропсихологом, профессором МГППУ Анной Владимировной Семенович.
Эти занятия можно и нужно использовать не только при наличии нейропсихологических проблем у ребенка. Упражнения направлены на развитие межполушарных связей в головном мозге, они улучшают моторику, речь, пространственное ориентирование, внимание, мышление.
«Телесные фигуры, буквы и цифры».
Придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре может участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.
«Ощупывание и распознавание предметов».
Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.
«Что находится справа от меня?»
Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить, что находится справа от него. После этого повернуться направо снова перечислить то, что теперь находится от него справа. Покрутите его спросите: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
«Я – конструктор»
Ребенку предлагается из спичек, счётных палочек, мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву. Пусть он это проделает с открытыми и закрытыми глазами. Затем путём перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.
«Синонимы и антонимы».
На наглядном материале и в игре с мячом закрепите такие пространственные понятия, как «высокий-длинный», «большой-огромный», «близкий-далёкий», «маленький-крохотный», «высокий-низкий», «широкий-узкий», «тонкий-толстый», «рядом-далеко-близко», «впереди-сзади» и т.п.
«Свободные рисунки двумя руками одновременно».
На первом этапе предложите ребенку порисовать сначала одной, затем другой рукой, а потом – двумя руками одновременно. Вначале он рисует то, что хочет. Затем предложите ему нарисовать прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные, а затем разнообразные овалы, круги, восьмерки, орнаменты и т.п. Можно также рисовать разные рисунки или один общий сюжетный рисунок одновременно двумя руками.
Попросите вашего ребенка найти и перечислить все синие (красные и т.д) предметы в комнате или в поле его зрения на прогулке.
Загадайте любое слово, а ваши дети пусть отгадывают его, задавая наводящие вопросы: живое-не живое, большое или маленькое, есть у нас в доме или нет, это можно съесть и т.д.?
Выберете любой предмет (например, стакан) и вместе с детьми придумайте, как его можно использовать. Подсчитайте количество вариантов. Вы удивитесь, как много их может оказаться!
Известную всем игру в слова можно разнообразить так: по очереди называете слова, начинающиеся с любой загаданной буквы. Особенность игры заключается в том, что первый участник называет имя на эту букву, второй – город, третий – растение, четвертый – животное. Если участников больше, можно добавить по вашему желанию: страну, овощ или фрукт, транспорт и т.д.
Во время прогулки с ребенком попробуйте вместе с ним сочинять простые рифмы, складывать веселые стихи.
Предложите ребенку найти сходства и отличия между любыми двумя предметами в комнате или на улице.
На небольших полосках бумаги изобразите, либо напишите название любого предмета, который надо найти ребенку в помещении, где вы с ним сейчас находитесь.
Импровизируйте, включайте свою фантазию по полной, получайте удовольствие, играя с вашими детьми!
Помните, что важно не количество времени, проведенное с ребенком, а его качество. опубликовано econet.ru.
Хатуна Пецюха, специально для эконет.ру
Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru./
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий