Обычный человек в познании нового и использовании его в своей жизни опирается практически на единственный способ, которому нас обучают с детства - от простого к сложному, от усвоения последовательности действий к их воспроизведению. Это путь конкретного. Но существует принципиально иной способ получения информации и действий на её основе - путь абстрактного. Этот путь ведёт к неограниченным возможностям развития человека. О том, как найти для себя этот путь, рассказывается в статье
Дорогу осилит идущий.
(пословица)
Когда-то, несколько лет назад, я собиралась ехать на обучение новому для себя виду психотехнологий (как я это называла тогда). Собиралась с некоторым внутренним опасением, что не ориентируюсь в этой «системе» знаний, не владею всей терминологией, и, соответственно, могу чего-то не понять в ходе семинара.
Однако поехала с убеждением, что, даже если чего-то не пойму в деталях, то смогу понять в целом и затем разберусь в конкретике. Приехав и приняв участие в семинаре, я действительно смогла и «ухватить» содержание, и понять систему, хотя и не знала каких-то деталей из неё. Специально для эконет. ру рассказывает свою историю Марина Александровна Сергеева.
Что же мне помогло?
В то время, пока ещё интуитивно, я владела опытом получения знаний таким образом: не от полного собирания информации и её последующего обобщения, а сверху вниз – от понимания сути целого и последующего вникания в детали.
Кроме того, я была уверена, что мне помогут отсутствие страха (именно страх «не понять» сковывает человека и делает неясным его ум, а часто просто останавливает его движение вперед), сильное желание узнать новое и вера в свои возможности – в возможность понять, выделить суть и тем самым через абстрактное, а не конкретное (детальное), освоить работу с новым для себя материалом на практике.
И ещё, у меня есть полезный навык: слушая слова, не отмахиваться от них как от знакомых, а каждый раз стараться понять, что за этими словами стоит в данном контексте?..
А недавно мой близкий человек рассказывал мне о том, как в их доме отключили лифт на ремонт, и теперь ежедневно приходится спускаться с 9 этажа и подниматься на 9 этаж – как минимум, дважды в день. Причем, как сказал мне этот же человек, спускаться ему было сложнее, чем подниматься: очень раздражал спуск.
Тогда я не придала значения этой детали, лишь вспомнила, как великий психотерапевт Милтон Эриксон, любивший давать задания своим клиентам, часто отправлял их на пик Скво (высокая гора в тех местах, где жил и работал М.Эриксон).
В процессе этого подъема – а для кого-то и спуска – у людей происходили озарения о собственной жизни. Поскольку те чувства, которые человек проживал во время подъема-спуска, очень четко показывали ему, в какой области жизни у него «неполадки», и на интуитивном уровне выводили его по итогу на самое верное для себя решение проблемы.
Тот же самый близкий человек (специально не называю пол и статус этого человека, так как для моего рассказа вам это не суть важно) является замечательным специалистом в своей работе, много раз умел разобраться в чём-то неизвестном, не прибегая к чужой помощи.
Однако в настоящее время не мог решиться поехать без компании за границу, потому что не имеет подобного опыта. И, чтобы чувствовать себя свободно, ему нужно сначала увидеть, как и что делают там другие, и тогда уже получится узнать=понять=избавиться от неуверенности и страха, как вести себя в новых обстоятельствах без попутчиков.
Все эти предыстории я пишу неспроста, потому что они помогут вам, дорогие читатели, выйти на суть того, о чем я хочу вам рассказать сегодня.
Давно замечено, и не только мной, что слова сами по себе, не подкрепленные примерами из опыта других людей, редко укладываются в понимании как знание, которое можно будет применить в своей жизни.
Итак, общение с тем самым близким человеком совпало для меня с чтением «Силы безмолвия» Карлоса Кастанеды. И – о, радость! – для меня сложился узор из всех рассказов об отсутствующем лифте, загранице, а также ещё об одном важном обстоятельстве, которое можно назвать принципиально иным способом получения знаний и деятельности в жизни людей.
Нас с самого детства обучали (и обучают так же по сей день, а то и вообще утеряна хотя бы прежняя модель обучения) идти от простого к сложному, действовать по примеру других, составлять некую логику событий и действий, из которой для нас затем вырисовывается картина собственного поведения в той или иной области жизнедеятельности. И мы овладели таким принципом в получении новых знаний и опыта.
Однако, так было не всегда. В раннем детстве ребенок обладает иным способом получения знаний – об этом сейчас много пишут – ребенок не читает книг, и часто даже учится чему-то не со слов родителей и других взрослых, а копируя их поведение и модели действий.
У ребенка это получается (скопировать, даже не понимая, как там всё внутри работает) по одной простой причине – его не останавливает мысль «Я этого не смогу». Подобная мысль появляется и закрепляется у человека тогда, когда его вводят в систему «последовательно-конкретного логического» обучения, при этом ещё и повторяя ему многочисленные «нельзя», «у тебя не получится, не лезь» и так далее. Повторяют, конечно, из добрых побуждений – оградить ребенка от тех неудач, которые когда-то потерпели сами и сейчас решили, что так они уберегут дитя от переживания неудач.
В результате почти каждый уже взрослый человек, являясь существом с уникальными (и неизвестными ему самому) возможностями, является при этом существом ограниченным и опасающимся делать шаг в якобы неизвестное по двум причинам – у него нет подробной схемы действий, поэтому он боится что-то начинать, думая, что без этой схемы он не сможет ничего сделать, а, кроме того, он привык думать о себе как о человеке, который не может что-то, потому что с детства его уверили, что он не справится…
Поэтому тот мой близкий человек, живя в системе ограниченных возможностей (ограниченных своим пониманием себя и принципиальных способов познания реальности), боится ехать за границу один и именно поэтому его раздражает спуск с лестницы.
В подъеме есть элемент творчества или преодоления, который даёт силы и интерес к движению. А в спуске есть монотонность и рутина, что отражает состояние жизни моего близкого человека на сегодня, и указывает ему на необходимость двигаться по жизни другим путём.
Но вот каким?
Ответ на этот вопрос содержится в первом абстрактном ядре, которое описывал Карлосу Кастанеде его учитель дон Хуан. Причем, описывал этот путь и способы познания (действий) дон Хуан не напрямую, а рассказывая истории о магах древности. Пока я читала книгу, я с трудом старалась не упустить всего, о чем хочет сказать учитель.
И лишь затем, во сне, как это часто со мной бывает, мне пришёл ясный ответ о главном. Пришел в виде того самого безмолвного (иной раз не поддающего описанию словами) знания, которое теперь у меня есть. И о котором я всё же решила попробовать рассказать вам, чтобы дать понимание, а с ним и возможность выйти на иной уровень восприятия окружающей действительности, самих себя и своих возможностей. Рассказать о принципе абстрактного в получении знаний и движении по жизни.
Рассказывая истории из жизни магов, дон Хуан часто обращал внимание ученика на характер поведения и способы действий этих магов. И во всем этом я увидела одну закономерность: совсем неважно знать последовательность чего-то нового для себя, гораздо важнее иметь понимание о том, что для меня это совершить возможно, потому что я вижу, что это могут другие. Возможно не только для меня или кого-то ещё.
Суть в другом: наша Вселенная – это пространство возможностей. И оно для нас закрыто до тех пор, пока мы идём привычным «логическим», поступательным путём. Это путь конкретного. Но как только мы позволяем себе выйти в пространство абстрактного (то, что сделала в своё время я, когда поехала на семинар), не опасаясь незнания деталей, а полагаясь на свои силы и веру в возможность осуществления чего-либо для себя, так оно обязательно для нас происходит. Находятся и варианты развития событий, приходят (поначалу непривычно и удивительно для нас) способы, которыми мы можем получить недостающие для понимания элементы.
Абстрактное – вот принципиально иной путь получения информации о мире, себе и способах своих действий в разных ситуациях.
И выходит, что нам вовсе не обязательно понимать (для многих это равнозначно «знать») что-то заранее, приступая к новому в своей жизни. Знание просто существует. Уже. Всегда. И оно придёт к вам тогда, когда вы откроетесь ему через свою уверенность в возможности его получения.
Вероятно, это может прозвучать как-то фантастически. Или кто-то скажет, что это снова всё слова. Но я бы не писала об этом, если бы не пережила этот опыт сама. Именно поэтому я начала рассказ с примеров из жизни, чтобы дать понять логику (поскольку такой способ понимания привычнее) своего движения, а также показать тот единственный способ, которым мы научены узнавать что-то в своей жизни.
Этот способ хорош для определенных видов работ, но ведь он усваивается людьми как отношение к познанию жизни в целом! И потом этот же способ становится ограничителем развития человека. И часто человек выходит за рамки своих ограничений лишь на стадии полного отчаяния или испытывания сильных эмоций, которые создают «портал» для выхода в иное измерение собственной жизни. А если у человека этих сильных переживаний не случается, то он, как правило, проживает свою жизнь довольно рутинно и в заданном узком русле познания действительности. Увы.
То есть, всё, что нужно нам для освоения принципиально иного способа познания реальности и ориентации в пространстве возможностей – это не информация о последовательности действий, а информация о возможности того, что их возможно совершить!
Как говорит на своих семинарах Сергей Викторович Ковалёв «Если в этом мире есть хоть один человек, который умеет делать то, чего не умеете вы, вы тоже это сможете». Психотехнологии ИНП (так же как НЛП и ряда схожих с ними способов мировосприятия и работы в психотерапии) основаны как раз на этом принципе первого абстрактного ядра Карлоса Кастанеды: чтобы получить желаемое, достаточно иметь хорошее представление о результате, так называемую «модель» желаемого. А в модели уже содержатся и способы нового поведения=действий, и способы получения информации о них.
Конечно, для этого недостаточно только «нарисовать домик» и ждать его прихода к себе. Необходимо избавиться от собственных ограничений, которые прямо-таки физически «тянут» вниз, потому что они прочно были "поселены" нам с детства как восприятие самих себя в качестве не могущих чего-либо.
И затем необходимо делать шаги в направлении своего желания, двигаясь под влиянием твердого намерения обрести то, что вам пока непонятно. А в остальном пространство возможностей уловит ваши «вибрации» и пойдёт навстречу, предлагая различные виды уже существующих в нём знаний и возможностей.
И если вы знакомы со способом абстрактного движения в какой-то конкретной деятельности, обязательно используйте этот способ применительно ко всей своей жизни.
Таким образом, формула принципиально иного способа получения знаний и движения по жизни звучит так: если я не знаю, как что-то делать, но верю, что такое для меня сделать возможно, ответ на вопрос «как?» придёт ко мне в процессе, когда я начну движение в сторону осуществления своего намерения.
Или – дорогу осилит идущий.
Вот такое безмолвное знание дали мне в сумме рассказы моего близкого человека о лифте, желании и опасениях поездки за границу, а также чтение об абстрактных ядрах Толтеков. А я постаралась расшифровать это безмолвное знание, переведя его в пределы нашего синтаксиса, чтобы все, у кого появится желание развиваться, могли попробовать на своем опыте принципиально иной путь движения по жизни. Уверяю вас, он приносит огромное удовольствие! Как и всё, что развивает человека.опубликовано econet.ru.
Марина Александровна Сергеева, специально для эконет.ру
Остались вопросы — задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru./
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
"...И выходит, что нам вовсе не обязательно понимать (для многих это равнозначно «знать») что-то заранее, приступая к новому в своей жизни. Знание просто существует. Уже. Всегда. И оно придёт к вам тогда, когда вы откроетесь ему через свою уверенность в возможности его получения..."
Ответить- Бессмысленно вести себя так же, как тот, кто находится там, куда ты хочешь попасть, смысл в том, чтобы попасть туда самому. Чтобы стать мудрецом, не нужно вести себя, как мудрец. Сначала стань мудрым, а все эти характеристики мудрости возникнут сами по себе и без труда.
Джед МакКенна ДУХОВНОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ — ПРЕСКВЕРНАЯ ШТУКА
Добавить комментарий