Экология жизни. Наука и открытия: У того, как мы воспринимаем звук, есть несколько причин — эволюционных, физиологических и культурных. Попробуем разобраться во всем этом.
Людей раздражают разные звуки. Кто-то не выносит чавканье или шумное дыхание, кто-то — храп, хруст пальцев или скрип пенопласта. При этом некоторые звуки не просто раздражают, но и вызывают настоящие сильные эмоциональные реакции — злость, гнев, страх, отвращение.
Исследования показали, что звуки определенной частоты люди воспринимают как неприятные. Человеческий слух особенно восприимчив к звукам в промежутке от 2000 до 5000 Гц. В этом интервале находятся многие звуки, от которых многим становится не по себе — скрип пенопласта, царапание ножом по тарелке, крики.
То, как мы воспринимаем звуки в этом диапазоне, заложено в нас эволюцией тысячи лет назад. Слуховой аппарат помогал обнаружить опасность куда быстрее, чем другие органы чувств, поэтому человек до сих пор подсознательно остро реагирует на звуки, которые напоминают крики хищников или скрип их когтей. Неприятные ощущения, которую мы испытываем сейчас, и желание укрыться — заложенный в первобытного человека инстинкт самосохранения. Мы не избавились от него потому, что человек как вид перестал зависеть от живой природы совсем недавно — с точки зрения эволюции.
Гиперакузия — это расстройство слухового аппарата, из-за которого звуки вызывают несоразмерную реакцию восприятия, ощущаются болезненно, громче и неприятнее, чем они есть на самом деле. При этом звуки необязательно сами по себе должны быть слишком громкими, неприятными или раздражающими.
Гиперакузия может быть симптомом серьезного неврологического заболевания. Кроме того, её могут вызывать некоторые заболевания внутреннего уха, травмы головы, инфекции, опухоли.
Гиперакузия — болезнь органов нашего тела, которая влияет на восприятие звуков. Другое расстройство, которое меняет отношение к некоторым звукам — мисофония, неврологическое заболевание.
Мисофонию иногда называют селективной звуковой чувствительностью. У людей, страдающих от этого расстройства, например, скрип ногтей по стеклу вызывает не просто раздражение, но и целую гамму реакций — от тревоги до вспышки ярости или панической атаки. Название расстройства буквально переводится как «ненависть к звукам».
В целом это заболевание пока мало изучено, поэтому гипотез о его происхождении и лечении много. Мисофония может быть реакцией на предыдущий (негативный) опыт, связанный с определенными звуками. В таком случае звуки-триггеры могут вызвать совершенно несоразмерную реакцию: звук жевания — вспышку ярости, крик ребенка — панику, и так далее. Мисофония может быть одним из признаков посттравматического невроза, о реальном источнике и причинах возникновения которого человек мог уже забыть.
Мисофония также может быть признаком более крупного заболевания — например, существуют исследования, авторы которых пытались связать мисофонию с обсессивно-компульсивными расстройствами или даже описать её как одну из разновидностей ОКР.
Ещё одна интересная гипотеза описывает мисофонию как аномалию мозга, результат нетипичных связей между слуховой корой, которая обрабатывает звук, и лимбической системой, отвечающей, в частности, за формирование эмоций.
Чтобы проверить эту теорию, выборке людей с мисофонией предлагали послушать разные звуки: нейтральные, например, шум дождя, общепринято неприятные (крики), и звуки, которые участники эксперимента находили неприятными (хруст пакета, грохот вагона метро и т.д.). Во время эксперимента снимали томограммы мозга.
Исследование показало, что у людей с мисофонией островковая доля коры головного мозга, которая (в том числе) обеспечивает взаимодействие между физическими ощущениями и эмоциями, работает иначе. Звуки-триггеры вызывают «перегрузку» — слишком сильную эмоциональную реакцию. Согласно этой теории мисофония может передаваться по наследству.
Неприятные звуки — также интересный культурный феномен.
Например, какой-то звук, который раздражает в обычной жизни, может вызвать совершенно другую реакцию в экспериментальной джазовой композиции или на концерте современной академической музыки.
Похожие исследования тоже были. Двум группам испытуемых дали послушать одни и те же звуки скрипа мела по доске. Первой группе сказали, что это за звуки, а второй объяснили, что это часть музыкальной композиции. Физиологические реакции на звуки были одинаковыми, а вот оценка услышанного самими испытуемыми была разной — те, что слушали якобы музыку, оценили опыт выше.
«Нойз» — один из жанров индустриальной музыки и частый гость в других музыкальных жанрах. Шум — это нежелательный и неприятный звук по определению. Поэтому шум в музыке — одновременно и наследие промышленной революции, и культурный вызов, и «очищенное звучание», прото-звуки, которые существуют вне пределов «академических» гармоник. опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru./
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий