Экологичное родительство: В данной статье рассматриваются влияние руки на мозг. Предлагаются различные способы развития мелкой моторики у детей: массаж (самомассаж); пальчиковые игры; упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов; отработка графических навыков.
В данной статье рассматриваются влияние руки на мозг. Предлагаются различные способы развития мелкой моторики у детей: массаж (самомассаж); пальчиковые игры; упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов; отработка графических навыков.
Развитие мелко (тонкой) моторики у детей
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его ручных умений. По умелости детской руки специалисты, на основе данных современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно уже давно. В Китае распространены упражнения ладоней с металлическими и каменными шарами. Такие упражнения обладают не только тонизирующим эффектом, но улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональные улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Известный физиолог И.П. Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».
Изучая анатомические отношения тела, ученые, невропатологи и дефектологи пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга.
Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга (исследование Т.П.Хризман и М.И.Звонаревой).
Описанные данные прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Естественно, этот факт должен использоваться в работе с детьми тогда, когда развитие речи происходит своевременно, и особенно тогда, когда имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.
Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности. Ведь именно уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению: обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Работая с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, я часто сталкиваюсь с такими проблемами, как слабое развитие кисти рук, малоподвижность пальцев, скованность, неточность и несогласованность движений. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Такие дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Конечно же, это влияет на эмоциональное благополучие ребенка и его самооценку.
Не стоит упускать и тот факт, что мелкая (тонкая) моторика развивается постепенно. Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев и т.д.
Конечно же, начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, шапку и т.д.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, письму. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Способы развития мелкой моторики рук ребенка
Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на части:
Самомассаж кистей и пальцев рук
Массаж – совокупность приемов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде растирания, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека, как руками, так и специальными аппаратами с целью достижения лечебного или иного эффекта.
Самомассаж – нетрадиционное, но эффективное направление по развитию межполушарных связей головного мозга, повышению иммунитета, развитию мелкой моторики. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также развитие речевой функции.
Массаж кисти и пальцев обеих рук способствует также развитию мышления, памяти, внимания, произвольному переключению движений, улучшает координацию, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, нормализует эмоциональное состояние.
Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, растирание, вибрацию. Начинать занятия массажем и самомассажем лучше с небольшой разминки - сгибания и разгибания пальчиков, движений кистей рук, сгибания и разгибания локтей. Каждое массажное движение обязательно выполнять по направлению к лимфатическим узлам, от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения нужно сделать спокойные расслабляющие поглаживания или лёгкие потряхивания кистей и пальцев рук.
Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха, массажного мячика с шипами. Для обыгрывания массажных движений можно использовать стихи, речевки, скороговорки, доступные и интересные детям.
Проводить массаж можно ежедневно или через день, 10 – 12 сеансов за курс. Длительность массажа с младшими дошкольниками 5-7 минут, с 3-4 –летними детьми - не больше 10 минут, с детьми 5-6 лет- 10-15 минут.
Пальчиковые игры
Игры с пальчиками — представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Рекомендации по проведению пальчикого игротренинга:
1. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин (в среднем и старшем дошкольном возрасте 10-15 мин ), а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.
2. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным.
3. Во время игр - занятий важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для Вас, очень сложно и трудно выполнить детям.
4. Все упражнения выполняются в медленном темпе. Взрослый следит за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
5. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
6. Выбирая пальчиковые игры, важно следить за тем, чтобы во время занятий пальцы успевали расслабляться и отдыхать, поэтому упражнения должны чередовать в себе элементы напряжения и расслабления. Именно такие движения будут способствовать работе мышц и давать требуемый результат.
7. Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов
Существует множество разнообразной занимательной предметной деятельности, которая также способствует развитию мелкой моторики :
перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха; сложить картинку при помощи круп; отыскать игрушку спрятанную в ящику с крупой и тд.);
игры с пуговицами ( к примеру, нанизывание на крепкую нитку крупных пуговиц; собирание «веселой рожицы» и тд.);
рисование пластилином;
лепка;
упражнения с бумагой:
- мять (для развития силы рук);
- рвать (для развития соотносящих движений);
- аппликация;
игры – шнуровки (в таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, развивается пространственное ориентирование, усидчивость);
игры с песком (песочная терапия). Специалисты уверяют, что такая терапия способствует улучшению мелкой моторики, коммуникативных навыков, формированию образного мышления и адекватной модели мировосприятия.
Отработка графических навыков
Следует помнить, что у младшего школьника потребность писать выражена слабо, и без побуждения и поддержки со стороны взрослого ребенок 6—7 лет практически не усваивает навык письма. Физиологические основы графической стороны письма развиты еще очень слабо, ребенку трудно и, следовательно, неинтересно. Поэтому формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.
Основные проблемы, с которыми сталкивается педагог в школе, когда приходит ребенок с неправильно сформированным графическим навыком:
Низкий темп письма.
Быстрая утомляемость при письме.
Неровная, “дрожащая” линия.
«Угловатое» письмо, трудности в написании овалов.
Слишком сильный нажим.
Трудности в воспроизведении формы графических элементов.
Несоблюдение размера графических элементов.
Несоблюдение наклона письма.
Большое количество помарок и исправлений, “грязное” письмо.
Нежелание выполнять письменные упражнения.
Сползание букв со строки.
Масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.
Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу.
Отработку графических навыков помогут развить такие упражнения как:
Рисование линий и фигурных дорожек
1) Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
2) Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.
Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.
3) Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.
Рисование
Рисование по точкам: Ребенка просят нарисуй фигурку по точкам, как на образце.
Рисование по контурам: Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
Рисование по клеточкам: продолжить узор по заданному образцу; закончить рисунок по клеточкам; по заданному образцу нарисовать рисунок на листе бумаги в клеточку.
Выполнение штриховок
1) Штриховки с различным направлением движения руки:
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.
2) Силуэтные штриховки:
Ребенка просят выполнить штриховку по заданному образцу. Необходимо сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, уметь выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
Графический диктант
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1) Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2) Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
На что следует обращать внимание при обучении ребенка правильному письму?
1) Соблюдение правильной позы при рисовании и письме.
2) Правильный захват карандаша (ручки).
3) Научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.
Еще в 1879 году французское гигиеническое общество опубликовало ряд правил по гигиене письма, которые не потеряли своего значения и сейчас.
Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
Туловище, голову, плечи держать ровно.
Опираться спиной на спинку стула.
Не опираться грудью на стол.
Ноги держать прямо, стопы на полу или подставке.
Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.
Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).
Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).
Cтол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7—10 см от линии края стола.
Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол. Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20— 30 см от тетради (бумаги).
Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше. Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.
Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. Наклонное положение тетради позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.
Одно из главных правил письма — свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку. Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца.
Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Оптимальная длина ручки (карандаша) — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. опубликовано econet.ru
Список использованной литературы:
1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – 2004. – с.78-82
2. Горбатова Е. В. «Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» / В. В. Горбатова. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 24 с.
3. Емельянова Н. В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 18-22.
4. Новиковская О.А.Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М.АСТ, 2007, с.94
5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с.
6. Ткаченко Т.А.. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. Издательство: Ювента, Год издания: 2008 г.
Автор: Ольга Владимировна Полухина, учитель начальных классов
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru./
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий