Экология жизни. Психология: Проще уйти…Хлопнуть дверью…Выплевывая на ходу претензии, упреки…Обидеться и упиваться чувством «никомуненужности»…Разозлиться и не разговаривать…Забыть и не вспоминать… Вычеркнуть из жизни…
Я тебе открою тайну
Не бывает идеально
Мы с тобою не случайно,
Не случайно Ты и Я!
Слова из песни группы «Звери»
Проще уйти… Хлопнуть дверью… Выплевывая на ходу претензии, упреки… Обидеться и упиваться чувством «никомуненужности»… Разозлиться и не разговаривать… Забыть и не вспоминать… Вычеркнуть из жизни…
Сложнее остаться… Говорить о своей обиде, злости, бессилии, страхе… Несмотря на сильные чувства оставаться с Другим, слушать его, говорить и договариваться.
Можно уйти от Другого. От себя не уйдешь. И Ты же придешь к другому Другому. Придешь со своими привычными взглядами, чувствами, комплексами, страхами, обидами, проблемами и с привычным способом их решения.
Круг повторяется. С другим Другим и прежним собой!
Даже, если ты уйдешь от всех, кто тебя не понимает, не слышит, не принимает, не верит… Короче от всех, кто ТЕБЕ НЕ ПОДХОДИТ, не соответствует твоему образу-представлению, ты все равно останешься с собой – не идеальным!
Сложно оставаться с Другим и собой. Встретиться с неидеальностью, переживать это, разочароваться в ней, встретиться и принять реальность Другого и реальность себя. Особенно, если чувства зашкаливают. А они зашкаливают, так как в конфликте каждый старается уколоть другого в ахиллесову пяту, благо все слабые места партнеров за годы совместной жизни хорошо известны!
И тогда удержаться в контакте с Другим очень сложно. Еще Юнг в свое время отметил, что чувства и разум расположены на разных полюсах одной прямой. Короче, чем больше в данный момент представлены чувства, тем меньше меньше там разума....
Для этого нужна способность быть в диалоге с Другим и в диалоге с собой другим. Способность встречаться, договариваться, находить компромисс.
Вышеназванная способность представляется достаточно редкой, и, на мой взгляд, является одним из важнейших критериев личностной зрелости. Чаще же можно наблюдать полярные позиции, суть которых в игнорировании Другого, либо игнорировании себя. В первом случае означает вести себя неэкологично в отношении Другого (путь социопата), во втором – неэкологично в отношении своего Я (путь невротика). И то и другое - это что-то про идеализацию и инфантильность.
Путь идеалиста – негорригируемая надежда на существование идеальных отношений, идеального для меня Другого, моей половинки, которую нужно искать, порой всю жизнь.
Путь психологически здорового, личностно зрелого человека – умение принимать реальность, умение договариваться, умение БЫТЬ В ДИАЛОГЕ.
Договориться – значит – услышать себя и Другого и найти компромисс.
А для этого надо задержаться, остановится, остаться, прислушаться к себе и Другому, постараться понять чего он хочет и чего хочешь ты. И здесь нужно допустить идею, что Другой такой, какой он есть. Он имеет право быть таким, какой он есть. И цель его жизни не в том, чтобы быть для меня и быть таким, как я хочу, таким как я его придумал! Заметить Другого, присмотреться к нему, обнаружить его особенности, оценить и принять их, принять его инаковость, а не стараться его переделать. Это непросто, а для некоторых и недостижимо. Часто для этого не хватает всей жизни.
Похожее происходит и во внутриличностном пространстве.
Здесь мы можем наблюдать те же процессы, что и в конфликте межличностном. Только здесь мы видим конфликт не между Я и Другим, а между Я и Я, конфликт между двумя частями Я. Одна из которых идентифицируется с Я, а другая – с не-Я, не принимается Я. Наиболее распространенными конфликтами внутри Я являются конфликты между Я-хочу и Я-должен и Я-хочу и Я-хочу.
Я хочу отдыхать. Бездельничать, ни за что не отвечать… Я должен работать, профессионально расти, добиваться успехов… Я хочу есть шоколадки, пирожные и Я хочу быть худой и стройной.
Каждая из частей имеет право голоса, за каждой стоит какая-то важная потребность. Непринятая, непризнанная, отвергнутая часть будет требовать внимания-признания и разными способами прорываться на психическую сцену жизни. Часто будет делать это не напрямую, обходными путями. Прорываться, маскируясь под психические и соматические симптомы, неожиданные действия, несчастные случаи… Она будет мстить…
Как здесь быть?
И здесь будет работать все тот же принцип диалога – диалога внутриличностного. Те же процессы-этапы, что и в случае конфликта межличностного:
Заметить – осознать - признать нужность – принять - позволить быть- найти компромисс - договориться.
Очень важно понимать, что все, что во мне есть – важно и нужно. Нет ничего лишнего, нет плохого и хорошего. «Хирургическая» установка здесь неприемлема и даже вредна. Приемлемой и полезной является установка «холистическая» с принятием идеи о важности и нужности всего, что мне дано.
И на десерт несколько непривычная и в меньшей степени распространенная ( в отличии от широко известной) притча о двух половинках… Я бы сказал, что эта притча для психологически зрелых людей, тогда как традиционная – для идеалистов.
Притча о двух половинках
Философ подбросил на ладони яблоко, повертел, разглядывая с разных сторон, и глубокомысленно произнес:
- Люди считают, что их души подобны яблокам.
- В смысле? – заинтересовался его ученик.
- Точнее, половинкам, – поправился философ. Вот так примерно.
Он аккуратно разрезал яблоко на две части и положил на стол. У них есть такое поверие, будто для каждого человека существует идеальная пара. Вроде бы Бог, прежде чем посылать души в мир, рассекает их пополам, на мужскую и женскую половинки. Как яблоко. Вот и бродят эти половинки, ищут друг друга. И находят? Как ты это себе представляешь? Какова вероятность такой встречи? Знаешь, сколько в мире людей?
- Много.
- Вот именно. А кроме того… ну найдут они друг друга, и что дальше? Думаешь, составят целое яблоко и заживут в мире и согласии?
- Ну да. А разве не так?- удивился Ученик.
- Нет, не так.
Учитель взял в руки по половинке яблока и поднял их к своему лицу:
- Вот две свеженькие души сходят в мир. А как мир поступает с человеческими душами? Философ с хрустом откусил кусок от одной половинки. – Мир, – продолжал он с набитым ртом, – не статичен. И жесток. Он всё перемалывает под себя. Тем или иным способом. Отрезает по кусочку, или откусывает, или вовсе перемалывает в детское пюре. Он откусил от другой половинки и на некоторое время замолчал, пережевывая.
Ученик уставился на два огрызка и нервно сглотнул.
- И вот, – торжественно провозгласил Философ, – они встречаются! … он соединил надкушенные половинки.- И что, подходят они друг другу? ……HET!!
- А посмотри теперь сюда, – Учитель взял еще несколько яблок.- Разрезаем каждое пополам, складываем наудачу две половинки от разных яблок – и что видим?
- Они не подходят, – кивнул Ученик.
- Смотри дальше. Сложив две разные половинки вместе, он куснул одновременно с одной и с другой стороны и продемонстрировал результат.
- Ну, что видим? Теперь они образуют пару?
- Да-а, – Ученик задумчиво кивнул.- Теперь они соответствуют друг другу идеально.
- Потому что мир их обкусывал не поодиночке, а вместе!
Любящие друг друга люди становятся одним целым: вместе радуются жизни и вместе принимают удары судьбы, учатся понимать друг друга с полуслова, поддерживать друг друга и подталкивать к достижению успехов. А со временем некоторые пары перенимают друг у друга даже привычки, становятся похожими характерами и гармонично дополняют друг друга… Вторыми половинками не рождаются, а становятся.опубликовано econet.ru
Автор: Геннадий Малейчук
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках
Источник: https://econet.ru./
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий