Экология познания. Наука и техника: Современные световые решения способны не только обеспечивать качественное освещение, соответствующее стандартам, но и значительно уменьшить расход электроенергии, поскольку в образовательных учреждениях на освещение уходит около 70% электроенергии.
Образовательные учреждения предназначены для того, чтобы развивать учеников умственно и физически. В школе ребенок проводит минимум 5-7 часов ежедневно 5 дней в неделю. То есть, существенную часть своего времени. Поэтому ему должны быть обеспечены условия для продуктивной, удобной, безопасной работы. Кроме того, по данным Philips, в образовательных учреждениях на освещение уходит около 70% электроенергии. А в связи с ростом тарифов, вопрос экономного потребления электроэнергии в образовательных учреждениях стоит довольно остро. Современные световые решения способны не только обеспечивать качественное освещение, соответствующее стандартам, но и существенно уменьшить расход электроенергии.
Почему важен свет?
По мнению физиологов, 80% информации воспринимается человеком через органы зрения, и только 20% - благодаря всем другим органам восприятия. Плохое освещение, устаревшие светильники и лампы, мерцающий или тусклый свет отрицательно влияют на настроение детей, их активность, концентрацию внимания, сосредоточенность, память и восприятие нового материала, а также приводят к развитию проблем со зрением.
По данным Департамента охраны материнства, детства и санитарного обеспечения Министерства здравоохранения, за 10 лет обучения у школьников зрение ухудшается в среднем вдвое. Если в начальной школе только у 3% детей имеются нарушения зрения, то в 3-4 классе эта цифра увеличивается до 10%, в 7-8 классе - 16%, а среди старшеклассников - примерно 20% близоруких. Кроме того, с первого по пятый урок, снижение остроты зрения происходит у 13% учащихся с нормальным зрением, и у 30% школьников с миопией. Последние устают гораздо быстрее, тем более при низкой освещенности. Значительно улучшить эти показатели, а также увеличить работоспособность и уменьшить утомляемость можно с помощью качественного освещения в классах.
Правильное освещение в школьном классе
Поскольку освещение влияет на самочувствие, настроение и продуктивность школьников, важно, чтобы оно было правильным. Согласно рекомендациям Philips, освещение в учебных заведениях должно соответствовать таким минимальным характеристикам:
- В учебных классах должен быть нейтральный белый свет - 4000 К, минимальная освещенность - не менее 300 люкс.
- В зонах отдыха - теплый белый свет - 2700 К-3000 К.
- Индекс цветопередачи в школе должен быть не менее 80 Ra.
- Окружающие стены, потолок и пол должны быть окрашены в светлые цвета.
- Коэффициент пульсации светильников не должен превышать 15%.
К сожалению, во многих школах используют светильники с устаревшей конструкцией и электромагнитными пускорегулирующими аппаратами. Они имеют низкое качество лампы с плохой цветопередачей и коротким сроком службы, низкое качество стартера, электронных балластов (для холодного запуска ламп), высокий уровень шума.
Замена стандартного освещения на более современное и энергоэффективное позволит улучшить качество окружающей среды ребенка, повысить его успеваемость, улучшить самочувствие.
Кроме того, энергоэффективные системы освещения служат дольше и заменяются реже. А затраты на эксплуатацию ниже, чем у устаревших светильников.
Как влияет освещение на школьников - результаты исследования
Производители источников света, разрабатывая решения, осознают значение света и учитывают особенность аудитории, для которой его создают.
Например, система Philips School Vision была разработана для освещения классных комнат и используется в школе Гамбурга (Германия) и голландском университете в Твенте. Система имеет 4 режима освещения - «Энергия», «Спокойствие», «Стандарт» или «Концентрация», которые переключаются нажатием кнопки. School Vision в течение года действовала в двух младших классах, и эксперимент показал, что динамическое, регулируемое освещение классных комнат положительно влияет на учебный процесс. В частности, повышается концентрация внимания и почти вдвое уменьшается количество ошибок (с 17,85 до 9), растет скорость чтения - на 35% (с 780 слов до 1051) по сравнению с классами, по сравнению с классами со стандартным освещением.
Было установлено, что изменение режимов освещения способствовало улучшению оценок учеников в среднем на 18%. У школьников также повысилась мотивация и длительность концентрации в период обучения. Также изменение режимов существенно повлияло на интерес учащихся: дети, составлявшие пазлы при освещении в режиме «Энергия», общались между собой на 95% больше, чем при стандартном освещении. Таким образом, удалось получить наглядные примеры того, как качественное, правильное освещение благоприятно влияет на восприятие и повышает успеваемость учеников.
Современное энергоэффективное освещение для школьников
Поскольку повышение энегроэффективности является одним из приоритетных направлений деятельности международных финансовых институций (МВФ, ЕБРР и др.) , многие организации финансируют замену старого освещения, на новые, современные системы.
Например, Philips в рамках программы «Здоровые школы - простые решения» реализовала проект по комплексному переоснащению системы освещения в общеобразовательной школе. Школа была выбрана по следующим критериям: у школы типичный план построения помещения, поэтому этот опыт применим к другим образовательным учреждениям страны; светильники в школе не менялись более 30 лет. Еще одним аргументом в пользу этой школы было наличие трех классов, где обучались дети с ограниченными возможностями слуха. Для таких учеников зрительный контакт является наиболее важным, поэтому необходимо, чтобы в классе не было посторонних отвлекающих звуков. Старые лампы при работе издавали шум, которого лишены светильники нового поколения.
В результате в школе были заменены 910 устаревших светильников, установленных в 1982 году, на 435 светильников нового поколения c энергоэффективными люминесцентными лампами типа TCS 260 и TCS 165.
После замены ламп энергоаудит показал, что уровень освещения классов улучшился в 4 раза и на треть уменьшился расход электроэнергии на освещение (32%). Потребление электроэнергии в целом по школе снизилось с 58,4 кВт/ч до 39,55 кВт/ч. Количество света (на уровне поверхности парты) выросло с 200 люкс до 800 люкс, то есть, вчетверо, и сейчас соответствует нормам. Цветопередача выросла с 55 Ra до 85 Ra, на 55%, и сейчас этот уровень соответствует стандартам и нормам.
Кроме того, на 400% вырос срок службы лампы без замены: с 5000 до 20000 часов.
Важно, что современные световые решения не только положительно влияют на успешность учеников, но и позволяют существенно сокращать затраты на электроэнергию. опубликовано econet.ru
Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках
Источник: https://econet.ru./
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий